Гэндзюцу (яп. 幻術, «техники иллюзий») — это техники, которые используют чакру нервной системы жертвы для создания иллюзии; в основном передовое интеллектуальное ниндзюцу. Те кто располагает особыми навыками, как например Сяринган клана Утиха, или высоким интеллектом, могут исполнять и противостоять гэндзюцу, поскольку внимание является ключом к постижению техник этого типа. Простейшие гэндзюцу представляют собой создание иллюзий для слуха, осязания, зрения, вкуса и/или обоняния жертв. Другими словами, гэндзюцу воздействует на пять чувств, хотя существуют и другие его проявления. Ниндзя, находящиеся под влиянием техник иллюзий, застывают на месте или теряют сознание, что зависит от способности узнавать и защищаться от них.
Жертва, используя собственную чакру для прерывания её потока, может прервать гэндзюцу; эта техника называется Остановка Гэндзюцу (яп. 幻術解 Гэндзюцу Кай). Если же синоби не в силе отменить гэндзюцу, внешняя интенсивная боль может вывести его из этого состояния. Кроме этого жертве может помочь посторонний ниндзя, направив свою чакру для приостановления/ помехе циркуляцию чакры (ниндзи использующего гэндзюцу) в теле жертвы, через физический контакт.
В то время как люди и собаки легко попадают под воздействия гэндзюцу, насекомых же невозможно контролировать такого рода техниками. Это происходит из-за того, что гэндзюцу воздействует на мозг жертвы, который у насекомых практически отсутствует. Со слов Сино, они управляются в основном за счёт пяти чувств, что делает их невосприимчивыми к гэндзюцу, а члены клана Абурамэ способны обнаружить и рассеять даже самые мощные из дзюцу этого типа.
Кёкэй гэнкай
Кёкэй гэнкай (яп. 血継限界 кё:кэй гэнкай, «наследственное ограничение») — это способности, передаваемые наследственно в определённых семьях. Большинство кланов развило особые дзюцу, связанные с их врождёнными способностями, которые не могут быть изучены или скопированы другими ниндзя, поскольку они требуют определенных врождённых талантов. Кёкэй гэнкай способности, которые используются при помощи глаз, называются додзюцу (яп. 瞳術 до:дзюцу, «техники зрачка»), чему примером является Бякуган, Сяринган и Риннэган, особенно мощная и опасная техника.
Ниндзюцу
Ниндзюцу (яп. 忍術, «техники ниндзя») — неопределённое выражение, имеющее ввиду почти любую технику, для выполнения которой необходима чакра, дающая пользователю исполнять что-либо, что он иначе не смог бы сделать. Самые ранние формы ниндзюцу, как говорят, были созданы первым владельцем Риннэгана. В отличие от гэндзюцу, которое погружает противника в иллюзии, эффекты ниндзюцу весьма реальны. Для исполнения данных техник полагаются на чакру и, чаще всего, на ручные знаки (каждое положение рук олицетворяет одно из животных Китайского Зодиака). Руки помещают в последовательные положения, которые формируют чакру в необходимом количестве для выполнения дзюцу. Однако это не всегда является обязательным, некоторые простые техники становятся второй природой опытного синоби, после чего он может выполнять и контролировать их с помощью своей силы воли. Кроме того, некоторые ниндзюцу могут быть классифицированы как природные дзюцу, это происходит при использовании определённой стихии (земли, огня, молнии, воды, ветра).
Тайдзюцу
Тайдзюцу (яп. 体術, «техники тела» или «рукопашный бой») называют любую технику, относящуюся к боевым искусствам или использованию природных человеческих способностей. Другими словами, тайдзюцу использует выносливость напрямую, не превращая её в чакру. Тайдзюцу намного быстрее в использовании, но не всегда настолько же мощны по эффекту, как ниндзюцу или гэндзюцу. В некоторых случаях чакра используется для усиления тайдзюцу, как в Мягкий удар клана Хюга или в разрушительных атаках Сакуры и Цунадэ. Несмотря на это, большинство специалистов в тайдзюцу редко прибегают к использовании чакры в своих атаках, как например Майто Гай и Рок Ли. Но для использования некоторых приёмов требуется открыть некие врата, которые находятся в теле человека (пример: Рок Ли и Майто Гай).
Техники печати
Техники печати (яп. 封印術 Фу:йн дзюцу) — дзюцу, которые 'запечатывают' что-либо в объекты или живые существа. Самое распространённое их применение — это заключение оружия или других предметов в свитки для более эффективной транспортировки наибольшего числа вещей. Также техники печати используются, чтобы ограничить доступ к чему-либо, например к чакре или к входу в помещение.
Техники проклятой метки
Техники проклятой метки (яп. 呪印術 дзюин дзюцу) — дзюцу, использующие особую 'проклятую печать', чтобы взять кого-либо под контроль или добиться неестественных эффектов в подвергшемся технике синоби. Такие техники могут вызывать в человеке, находящимся под её воздействием, сильнейшие боли (включая смерть) или же различные телесные мутации.
Мёртвый Демон — Всепоглощающая Печать
Мёртвый Демон — Всёпоглощающая Печать (яп. 屍鬼封尽 Сики Фу:ин) — техника, созданная Четвертым Хокагэ, призывает силу бога смерти. Вызванный он появляется за спиной у пользователя, для противника же оставаясь невидимым, и исчезает лишь после захвата душ тех, кто принял участие в ритуале. С того момента как бог смерти пронзает своей рукой грудь ниндзя, дух последнего автоматически переходит в его власть и поглощается почти немедленно после окончания действия дзюцу. Как только душа съедается богом, она помещается в его желудок и обрекается на вечную борьбу со своими бывшими товарищами.
Файл:Мёртвый Демон — Всёпоглощающая Печать.jpg
В отличие от многих других печатей, используемых в сериале, Мёртвый Демон — Всепоглощающая Печать может служить для разнообразных намерений. Благодаря ей, вместе с Печатю Четырёх Символов (яп. 四象封印 Сисё: Фу:йн) и Технике Печати Восьми Знаков (яп. 八卦の封印式 Хаккэ но Фу:йн Сики), Третий запечатал Девятихвостого Лиса в тело Наруто Удзумаки так, чтобы мальчик мог смешивать собственную чакру с демонической. Позже дзюцу используется теневыми клонами Сарутоби для поглощения душ Первого и Второго Хокагэ из тел их копий. В данном случае, бог смерти забрал души не только двух Хокагэ, но и тех из кого были сделаны копии, что даёт возможность предположить, что он потребляет все души, присутствующие в теле жертвы. Также Сарутоби, используя эту технику, запечатывает руки Оротимару, препятствуя их использованию.
Мощный Удар Кулаком
Удар, при котором синоби направляет всю чакру в кулак и выпускает её в момент удара (пример: удары Сакуры и Цунадэ). Интересно, что в момент удара сам кулак не получает никаких повреждений. Если синоби не попадает по цели, чакра уходит «в никуда». Так же, чакру можно «собирать» в любой другой точке тела. Чем лучше концентрация чакры, тем мощней удар. Иначе называвают - «Цутенкьяку» или «Гокен».
Огненное Освобождение: Техника Великого Шара
Огненное Освобождение: Техника Великого Огненного Шара (яп. 火遁・豪火球の術 Катон: Го:какю: но Дзюцу) — самая базовая техника манипуляции огня в «Naruto», имеющая уровень тюнина и распространённая среди ниндзя Селения Листвы. Данное дзюцу требует призыва большого количества чакры. Грудь наполняется воздухом, который смешивается с чакрой огня, а затем создается крупный огненный шар, который ниндзя выдыхает, как дракон. Все члены клана Утиха, нередко начиная с раннего детства, владеют Техникой Великого Шара. Также им позволяется изучить некоторые более сложные её вариации, созданные именно этим кланом.
Усовершенствованные варианты данного дзюцу — это Огненное Освобождение: Техника Бессмертного Огня Феникса (яп. 火遁・鳳仙火の術 Катон: Хо:сэнка но Дзюцу), одновременное испускание нескольких огненных шаров, где для большего эффекта можно скрывать сюрикены; и это Огненное Освобождение: Техника Огненного Дракона (яп. 火遁・龍火の術 Катон: Рю:ка но Дзюцу), резкий выдох огромного количества пламени, идущего к цели по верёвке и сопровождённого сюрикенами.
Техника Марионеток
Техника, получившая распространение среди синоби Скрытого Песка. Примеры: Сасори, Канкуро, Тиё. Ниндзя-кукловод при помощи нитей чакры контролирует куклу, иногда и несколько. Способности кукловодов определяются количеством кукол, которые они способны одновременно контролировать в битве, их число обычно не превышает десяти (однако гений Скрытого Песка Сасори достиг потрясающего результата в несколько сотен). В куклах содержится множество оружия, преимущественно отравленного, а также различных ловушек. Существует запретная техника по превращению живых людей в куклы, при которой кукла сохраняет все техники ниндзя, используемые ими при жизни (изобретена Сасори). Технику марионеток можно сочетать и с другими техниками, например, с гендзюцу, что и сделал Мизуки в бою с Ирукой. Ниндзя-кукловоды очень уязвимы в ближнем бою из-за того, что марионетки имеют преимущественно атакующую направленность. Тем не менее, существуют и методы самозащиты кукловодов - Канкуро использует для этого иллюзорное видоизменение одной из своих марионеток в него самого, притворяясь куклой на спине этой марионетки (тем самым сбивая противника с толку и добиваясь тактического перевеса путём ознакомления с техниками оппонента без угрозы для своей жизни), гений Сасори постоянно скрыт внутри одной из своих марионеток с высоким защитным уровнем (не считая того, что он и сам превратил себя в живую марионетку, и имеет иммунитет к разламыванию своего тела на запчасти). В целом, техники марионеток очень востребованы, однако синоби, способных на должном уровне к их применению в дефиците. Тиё, бабушка Сасори, в своё время захватила при помощи десяти марионеток целый замок. Гений Сасори, используя свою коронную технику по контролю над почти тремя стами марионеток, в своё время захватил при их помощи целую страну...
Техника Теневого Клона
Техника создания клона ниндзя из собственной тени. При создании теневого клона чакра распределяется пополам. Копия исчезает при сильном ударе, так же пользователь «Кагэ Бунсин» будет знать все, что узнал или обучился его клон. Герои манги в «Сиппудэне» часто используют данную способность, в том числе и для обучения.Наруто научился ей, прочитав секретный свиток селения Листвы. Благодаря огромному количеству чакры у Наруто он способен создавать "Армию клонов", те, тренируясь, передают накопленные знания хозяину. С такой осебенностью Наруто способен изучать техники S-класса за считанные недели, в отличие даже от великих мастеров, у которых уходят на это годы.
Бякуган
Бякуган (яп. 白眼, дословно «Белый глаз») — является генетическим изменением глаз, характерная черта которых становится бледно-лиловая радужная оболочка, представителей клана Хюга. Бякуган относится к техникам глаза, после его активации начинают проявляться зрачок и вздуваться вены вокруг глаз. Один из трех основных додзюцу, является родоначальником Сярингана. Обладатели Бякугана способны применять боевой стиль Мягкого Удара. Способность к анализу и просчитыванию вероятных действий противника у обладателей Бякугана даже выше, чем у обладателей Сярингана.
Способности Бякугана:
360-ти градусное зрение — Позволяет видеть одновременно со всех сторон, что позволяет предугадывать действия противников. Имеет небольшую слепую точку позади шеи в районе третьего грудного позвонка.
Виденье чакры — Позволяет видеть течение чакры в существе, чем больше в представителе клана проявляется кровь клана тем больше тенкецу (точек выхода чакры) он видит.
Виденье через предметы — Бякуган позволяет смотреть сквозь предметы на больших растояниях.
Приближение — При концентрации внимания на каком то предмете, он приближается.
Радиус поля зрения Бякугана меняется в зависит от уровня развитости этой способности, например Нэдзи Хюга сумеет увеличить его от 50 до 800 метров (круговое зрение), до 10 км (телескопическое зрение) . Характеристики данного додзюцу делают его полезным в распознаниии целей, поисках и преследованиях. Очень сильно развито предчувствие опасности (выше чем у Сярингана).
Клан: Хюга
Жуки Разрушения — Техника Паразитов
Жуки Разрушения — Техника Паразитов (яп. 寄壊蟲の術 Кикайтю: но Дзюцу) — способность характеризующая клан Абурамэ. При рождении тело ребёнка в этой семье предлагается насекомым, которых называют жуки разрушения, как гнездо. Жуки питаются и живут за счёт резервной чакры хозяина, взамен же ниндзя получают контроль над насекомыми, используя их как основу для любой техники во время борьбы. Эти жуки способны выпить чакру врага через физический контакт с ним. Сино Абурамэ, самый яркий персонаж этого клана, нашёл множество применений для своих насекомых, а также он изобрёл большое количество дзюцу на основе их призыва. Техника Клона из Жуков (яп. 蟲分身の術 Муси Бунсин но Дзюцу) — одна из техник, которая использует жуков для создания копии хозяина в момент, когда его атакует противник. Для защитных целей Сино использует Технику Стены из Жуков (яп. 蟲壁の術 Муси Кабэ но Дзюцу), чтобы создать защитную стену из насекомых, ограждая себя и/или своих союзников. Если он испытывает нехватку в жуках, то призывает их с помощью Техники Сбора Жуков (яп. 蟲寄せの術 Муси Ёсэ но Дзюцу), которая создаёт огромное паутину из чакры, привлекающую к себе близ находящихся насекомых.
Техника Мультиразмера
Этой техникой могут пользоваться только люди из клана Акимити. С помощью этой техники человек увеличивается полностью в несколько раз, еще существует другая разновидность этой техники "Bu bun baika no jutsu" Частичное увеличение , в этом случае увеличивается только одна необходимая часть тела .
Комбинационная Трансформация
Комбинационная Трансформация (яп. コンビ変化 Комби Хэнгэ) — улучшенный вариант Техники Трансформации, которая превращает двух её пользователей в один объект; один из них обычно вырабатывает чакру, второй же выполняет необходимые ручные символы. Наруто Удзумаки использовал эту технику с Гамабунтой, после чего они обрели форму гигантской лисы с девятью хвостами. Члены Четвёрки Звука применили её, чтобы принять вид двух телохранителей Четвёртого Кадзэкагэ. Киба Инудзука и Акамару адаптировали одну из вариаций дзюцу, чтобы трансформироваться в гигантского двуглавого волка, благодаря которому они исполняют множество других техник.
Техника Теневой Имитации
Техника доступная только клану Нара, например Cикамару. Техника позволяет увеличивать свою тень, "ловить" ей врага и заставлять его повторять свои движения. Технику можно побороть лишь огромной силой или чакрой. Развитая вариация этой техники позволяет душить противника тенью.
Мягкий Удар
Стойка боевого стиля Мягкий Удар (Хината Хюга)
Боевой стиль Мягкий Удар (яп. 柔拳 Дзю:кэн) способны применять лишь члены клана Хюга, поскольку они являются обладателями Бякугана, который позволяет видеть чакру. Данное дзюцу поражает у противника систему циркуляции чакры, лишая возможности её использования. Чтобы сделать это, необходимо посредством силы вставить небольшое количество собственный чакры в систему циркуляции чакры противника, таким образом, прерывая или отклоняя её поток. Как дополнительный эффект, эта же самая техника применяется для повреждения внутренних органов врага, тесно вплетённых в систему циркуляции чакры. Даже малейшим прикосновением и, не имея большой физической силы, используя этот стиль, можно вызвать огромные телесные повреждения.
Чтобы ограничить противника в движениях и ускорить процесс закрытия доступа к его чакре, пользователи стиля Мягкого Удара могут прибегнуть к технике Восемь Триграм Шестьдесят Четыре Ладони (яп. 八卦六十四掌 Хаккэ Рокудзю:ён Сё), поражая с высокой скоростью и большей силой каждый из выходов чакры противника. Этот же самый процесс, ограничивающий доступ к чакре, возможно использоваться как щит. Техника Восемь Триграм Ладони Небесное Вращение (яп. 八卦掌回天 Хаккэсё Кайтэн), позволяет пользователю при приближающейся опасности выпустить через выходы огромное количество чакры, блокируя любое возможное нападение. Чтобы добиться желаемого результата необходимо резко раскрутиться, отталкивая что-либо приближающееся создавшейся стеной из чакры. Из-за большой силы и эффективности этих техник, ими обучаются только ниндзя родившиеся в основной семье клана Хюги, несмотря на это некоторые члены побочной ветви клана могут скопировать их всего лишь наблюдая. Нэдзи Хюга и Хината Хюга используют основные принципы этих атак, чтобы создать свои собственные уникальные дзюцу.
Техника Шестьдесят Четыре Ладони однажды заняла пятое место по популярности в опросе организованном журналом Shonen Jump. Во многих видеоиграх Naruto Нэдзи Хюга и Хината Хюга используют усиленные вариации данных техник.
Техника Переноса Разума
Техника Переноса Разума (яп. 心転身の術 Синтэнсин но Дзюцу) — ключевая способность клана Яманака. Требует большого количества чакры. Ниндзя, использующий эту технику, перемещает свою душу в тело врага (человека или животного) и овладевает им. Обычно используется для шпионажа, но в некоторых случаях синоби может активировать её и во время сражения, в последнем случае слабые места этого дзюцу становятся наиболее яркими. Во-первых, душа переносится достаточно медленно, давая врагу возможность ускользнуть. Если же пользователь этой техники упускает свою цель, то пока его дух не вернётся обратно (акт может длиться несколько минут), он не сможет контролировать своё тело. Во-вторых, время пребывания собственной души ниндзя в теле врага зависит от насколько он себя чувствует усталым. Кроме того, пользователь данного дзюцу может быть изгнан, находясь перед противником с развитой силой воли или испытывающим резкую и сильную боль. И, наконец, всё, что происходит с телом врага, происходит и с телом используемого технику, поэтому, если умрёт первый, та же участь постигнет и второго. Несмотря на всё это в комбинации с некоторыми другими дзюцу, как например с Техника Теневой Имитации клана Нара, это дзюцу довольно эффективно.
Полностью овладев Техникой Переноса Разума, Яманака изучают Технику Помутнения Рассудка (яп. 心乱身の術 Синрансин но Дзюцу). Вместо того, чтобы переносить свою душу в кого-либо, это дзюцу посылает дух замешательства в жертву, заставляя её нападать на своих союзников. Цель данной тактики всё время находится в сознании и прекрасно понимает что происходит, тем не менее, она неспособна остановиться. Несмотря на то, что дух ниндзя использующего технику никуда не перемещается, он обязан поддерживать ручной символ, используемый для её активации.
IGN, популярное мультимедиа и обозревательный вебсайт, ставит Технику Переноса Разума на пятое место среди Десяти Лучших Техник «Naruto», несмотря на большое количество рисков связанных с её применением.
Техника вызова
Техника вызова (яп. 口寄せの術 Kuchiyose no Jutsu) или англ. Summoning Technique — боевой прием, используемый в аниме и манге «Naruto». Ниндзя подписывает своей кровью договор с животным и обретает способность вызывать его из другого измерения. Техника вызова довольно сложна, требует большого количества чакры и обычно используется ниндзя не ниже Тюнина по званию.
В основе этого дзюцу лежит контракт, который заключает ниндзя с каким-либо животным. В контракте следует кровью написать своё имя и поставить под ним отпечатки пальцев, после чего договор считается заключённым и можно вызывать животное. Тип животного зависит от контракта: к примеру, легендарный саннин Дзирайя хранит договор призыва жаб, и тот, кто впишет в договор свое имя, может вызывать жаб. Вызванное животное исполняет поручения, в зависимости от своих способностей, помогает в бою, однако оно не является рабом хозяина контракта. Некоторые, наиболее сильные — например, король жаб Гамабунта (яп. ガマブン太) — могут серьезно разозлиться, если не чувствуют уважения к себе. Огромная змея Манда (яп. マンダ), которую призывает Оротимару, требует человеческих жертвоприношений. Не испытывает никаких чувств к другим, кроме как желание убить или съесть. Если почувствует, что призвавший слаб - он его съест.